Экстремальный тюнинг УАЗ

Этап 1: Москва - Барнаул

На этапе «доездинга» было решено сосредоточиться на главной цели, соответственно не планировалось ни экскурсий по городам, ни посещений достопримечательностей, находящихся в стороне от трассы. Решение идти по трассе М5, Москва-Челябинск, связано с тем, что я живу по этой трассе и дальше Саратова по ней не ездил. Ночевки — в мотелях. При планировании этого отрезка учитывалось, что придется отводить некоторое время работе, поэтому вместо обычных пяти дней закладывалось шесть.

День 1, 28 июля: Москва - Тольятти. В придорожных мотельчиках мест не оказалось, но жена нашла через Интернет отличную гостиницу в Тольятти.
День 2, 29 июля: Тольятти - Уфа. Полдня в Тольятти пришлось отвести работе и мелким доделкам по машине. Вечером на сей раз не оказалось самих мотельчиков, поэтому пришлось ночевать в машине где-то на заправке под Уфой, но выспался отлично.
День 3, 30 июля: Уфа - Курган. Опять пришлось поработать, а также заменить обводной ролик ремня; на ремонт ушло 40 минут. Ночевал, если не ошибаюсь, в отличном комплексе «Зауральский тракт». Предложили бесплатно на выбор: стопку водки или чашечку хорошего кофе. ))
День 4, 31 июля: Курган - Омск. Мотель на объездной Омска.
День 5, 1 августа: Омск - Новосибирск. Вскоре после выезда из Омска одновременно вышли из строя оба вентилятора охлаждения, чего быть не должно в принципе. Включил на полную обе печки и кондиционер (чтобы работал его вентилятор) и, не сводя глаз с указателя температуры двигателя, поехал в городок Татарск. Там купили обычные «жигулевские» электровентиляторы и, применив инновационные технические решения, прикрутили вместо сгоревших. Работа обошлась в весьма скромную сумму, конструкция заработала, но все же на это ушло в общей сложности несколько часов. Ночевал опять в машине на стоянке дальнобойщиков в Новосибирске, уже не было сил ехать, искать гостиницу и таскать сумки. В практически пустом мотеле на той же стоянке за ночлег просили какие-то совсем несообразные деньги.
День 6, 2 августа: Новосибирск - Барнаул. Утром купил в Новосибирске новый блок вентиляторов (оказался модифицированным по узлу крепления), пополнил ЗиП и поехал в Барнаул. Заехал на придорожную СТО с просьбой провести диагностику подвески и вообще посмотреть машину. Криминала не выявлено, а все микрокосяки, наоборот, обнаружены, чем остался весьма доволен. Спешить было некуда, поскольку штурман должен был прилететь только в субботу. Заселился в гостиницу «Эдем», но о ней ниже.
Еще один момент, который я упустил в ходе подготовки: смена часовых поясов. Внезапно оказалось, что на самом деле местное время +1, +2 часа или даже +3 к московскому и нужно срочно заселяться, иначе не останется номеров. Первые два-три дня никак не мог к этому привыкнуть, но зато на обратном пути оказывалось, что можно еще ехать и ехать.

 

Этап 2: Алтай

День 6 и 7, 2 и 3 августа: Барнаул Здесь мне предстояло дождаться штурмана, доработать по максимуму работу и дообслужить машину. Этому была посвящена вторая половина дня четверга и пятница, 3 августа.

Гостиницу под названием «Эдем» опять нашла жена. Оксюморон тот еще. )) Сам номер, надо сказать, большой и очень приличный. И связь в порядке. Но антураж… мама дорогая... Гостиница расположена на четвертом этаже какого-то здания, которое делят масложиркомбинат, автобаза и еще что-то такое. Находится в суровой промзоне. Поднимаешься по облупленной лестнице и сразу понимаешь — точно масложиркомбинат, и даже работает. При входе на этаж первое, что видишь — стенд по названием «Так мы живем». По коридорам ходят вразвалочку полуголые мужики, с которыми увлеченно общается администратор, крайне вяло реагирующая на раздраженные вопли заезжего хлыща, что ему нужен-де ключ от номера и пропуск на парковку — щель между двумя сараями на две машины. А еще в номере висела «картина» эротического содержания )) Теоретически, должно быть что-нибудь про пастушку и, скажем, Гермеса (идеальные образы масложиркомбината и автобазы), но нет, нимфу какую-то повесили. А может, и не нимфу, так, вообще аллегория. Такие дела. Я где-то читал, что в Барнауле есть некая автобаза, которая занималась строительством Чуйского тракта и у проходной стоит памятник полуторке. Так вот, это та самая автобаза и есть.

Основную часть маршрута хотелось начать с посещения музея Чуйского тракта в Бийске, но не сложилось. Поэтому всю пятницу не спеша возился с машиной, даже на мойку съездил, дабы предстать перед штурманом в должном виде, и старался помочь заму сделать как можно больше по работе, чтобы спокойно уйти туда, где связь будет не такая хорошая.

День 8, 4 августа: Барнаул - стоянка на речке Сема. В субботу утром прилетел штурман и жить стало лучше, жить стало веселее. Еще раз проверили маршрут, уложили в планшеты космические генштабовские карты и отправились в «Ленту» на отоварку, чтобы дополнить скудные запасы провианта. Кстати, хлеб a-la «Бородинский» оттуда едим до сих пор. Все, начинается собственно то, ради чего мы сюда приехали.

Погода отличная, не жарко и не холодно, то, что надо. Обедаем в кафе в деревне Полковниково, тесно связанной с жизнью второго космонавта Германа Титова. Оформлено со вкусом, кстати, и, конечно же, посвящено Титову. У дороги стенды о нем же. В музей сознательно не пошли, ибо нельзя объять необъятное, но было очень приятно, что космическая тема (поездка на Байконур) нашла свое продолжение здесь. Какая же у нас огромная страна!

К Шукшину я отношусь весьма ровно, поэтому обязательного для всех заезда в Сростки не планировалось. А вот остановка у знаменитой стелы «Республика Алтай» — таки да. Появляется ощущение, что все-таки получилось, что сумели добраться. Теперь дело за малым.

DSC01176
Обязательная к фотосъемке стела на въезде в Республику Алтай.

Также сознательно прошли мимо Маймы и Манжерока — все застроено сплошь. Именно сплошь, между базами, гостевыми домами и прочими строениями нет даже маленьких промежутков. Люди умудряются разбивать лагеря буквально на обочине трассы, хотя, может быть, это просто из-за выходных. Впечатления тягостные, хочется побыстрее унести отсюда ноги. Впрочем, дальше народу будет существенно меньше.

Остановились у памятника Шишкову, писателю и инженеру-исследователю. А вот дальше бездарно проскочили известный источник Аржан-Суу и «шофферскую» столовую в Усть-Семе, и все потому, что поленились достать отличный путеводитель «Большой Алтай», где все расписано буквально с точностью до километра. Дальше мы его уже не выпускали из рук.

Семинский перевал, первый «настоящий» перевал для нас. Это рубеж Северного и Центрального Алтая. Подъем 9 км, спуск 11 км, причем это самая высокая точка Чуйского тракта, 1894 метра. Потихоньку заползаю на второй передаче. На вершине установлен памятник, посвященный 200-летию вхождения Алтая в состав России. Ненадолго останавливаемся перевести дух и «пофотать».

DSC01190
Семинский перевал.

Между тем день клонится к вечеру, пора подумать о ночлеге. На Чемал заезжать не хочется категорически, там как бы не хуже, чем на Майме. Коль скоро решили с Ороктойским перевалом не связываться, катим дальше по трассе и смотрим, что подвернется в качестве стоянки. Проезжаем какие-то деревушки, там, где трасса проходит над рекой, внизу видны стоянки таких же туристов. Суемся в боковой съезд и видим неприметную отворотку. Штурман любезно соглашается сходить на разведку и находит отличную стоянку на берегу речки Сема. Разбиваем лагерь, отмечаем выход на маршрут. Как же хорошо!

 

День 9, 5 августа: стоянка на речке Сема - стоянка на Чулышмане. На сегодня у нас весьма насыщенная программа: крайне желательно добраться до долины Чулышмана, чтобы утром следующего дня пойти на Учар. День разбивается на четыре условных части: перевал Чике-Таман по старой дороге, Чуйский тракт до Акташа, дорога в долину Чулышмана со спуском через Кату-Ярык и сама долина с поиском стоянки или базы. Поехали!

1. Перевал Чике-Таман считается самым сложным участком Чуйского тракта. Подъем 4 км, спуск 4 км. Его можно преодолеть по двум дорогам, старой и новой. Конечно же, мы выбираем старую. Заезд нашли со второго захода, и вот потихонечку заползаем по старой гравийке. Узкая дорога в весьма приличном состоянии, есть места для разъезда со встречным транспортом, если такой появится. Кое-где со стороны обрыва лежат бетонные блоки-отбойники. Отсюда открываются великолепные виды на панорамы окрестностей и новую трассу, изящными изгибами идущую где-то внизу. Здесь я впервые почувствовал, что машина тянет как-то не так, что, впрочем, неудивительно: крутые уклоны и высота. Ползем вверх, останавливаясь на фотосессии. Чередование солнца и тени, ветер, пряный запах трав, камней и чего-то неуловимого...

DSC01204
Старая дорога через перевал Чике-Таман.

DSC01209
Вид на новую дорогу через перевал Чике-Таман.

На верхней точке установлено обязательное обоо — куча камней, в которую воткнули палку для привязывания специальных ленточек. На Алтае они стоят во всех значимых местах. Вдруг появляется целая группа туристов. Видимо, их подвозят автобусами по новой трассе, а потом отводят на смотровую. Спуск также не представляет особых трудностей, тормозами практически не пользуюсь. Интересно, что неподалеку от выезда на Чуйский тракт установлено импровизированное заграждение и ворота, которые нужно обязательно за собой закрыть — они нужны для того, чтобы не разбегался скот.

2. Чуйский тракт до Акташа. На этом участке помимо замечательных пейзажей можно увидеть петроглифы, каменные бабы, стелы и прочие артефакты древних народов. У нас что-то с этим не сложилось, хотя в паре мест видели, как тургруппы высаживают прямо на трассе и они идут осматривать эти достопримечательности. Сложно сказать, почему нас на это не потянуло, может быть, потому, что то, что раньше было священным, сейчас превратилось в дежурный объект для осмотра зеваками. Не знаю.

Очень живописны Катунские террасы, тянущиеся от устья реки Большой Яломан вдоль Катуни до Чуи. В поселке Иня есть несколько интересностей, одна из них — первый в мире цепной висячий мост, который построили за одну зиму. Причем из дерева! Сейчас мост не эксплуатируется и будет очень обидно, если этот памятник архитектуры пропадет.

Слияние Чуи и Катуни — культовое место не только для туристов, но и для местных. Я стал свидетелем того, как молодая алтайская пара с самым настоящим священным трепетом прошла туда и довольно долго медитировала. Поскольку эта точка находится прямо на трассе, то поток туристов не ослабевает. Несмотря на то, что на установленных щитах просят проявлять уважение к этому священному месту, мало кто себя этим утруждает. Позволю себе дать совет тем, кто отправится в те края: уважайте местных и их обычаи, и вам воздастся. Потрясающее место и очень жаль, что мы попали туда в такое время, когда свет был прямой и жесткий. Снимать там надо в режимное время.

DSC01229
Слияние Чуи и Катуни.

Проехали кенотаф (символическую могилу) Кольки Снегирева, нашего коллеги, о котором поется в песне «Чуйский тракт». По легенде, именно здесь, у Белого Бома, огромной скалы из белого известняка, и рухнула в пропасть его машина. А может, и нет. Где-то рядом установлен на постаменте ГАЗ-51 (?) и проходит участок Великого Шелкового пути, куда даже можно заехать на машине. Но время уже поджимало, поэтому решили ехать дальше. Я подметил, что в таких местах очень важен настрой: если настроя нет, то остановка с ритуальным «фотаньем» ничего не даст, по крайней мере мне.

Плавные изгибы трассы, встающие по бокам скалы, залитые солнцем поля и покрытые лесом горы, высящиеся буквально в паре километров... Удивительное чувство свершения, достигнутой цели... Ради одного этого стоило проделать этот путь.

Долго ли, коротко ли, доехали до села Акташ. Это довольно крупный по местным меркам населенный пункт. Здесь есть гостиницы, заправки, прочая цивилизация и, что очень важно, выдают пропуска в погранзону, о чем я расскажу позже. Решили не останавливаться на обед (время, время!), а ехать в долину Чулышмана. Заправились, залили в канистру воды на всякий случай и отправились дальше.

3. Дорога в долину Чулышмана со спуском через Кату-Ярык. Одна из культовых дорог Алтая, по крайней мере среди туристов. Она начинается с неприметного поворота налево в Акташе и идет километров 150, через перевалы и долину реки Большой Улаган, где находятся остатки знаменитых Пазырыкских курганов, к не менее знаменитому перевалу Кату-Ярык. Вскоре после выезда из Акташа находятся Красные ворота — две красноватые от большого содержания киновари скалы как бы сжимающие дорогу между собой. Здесь каждый считает своим долгом сфотографироваться, не избежал этого соблазна и я. )) Стравившись до полутора атмосфер продолжаем путь. Начинается подъем на Улаганский перевал. Очень живописная дорога идет через перевалы, а по сторонам распахивается панорама Алтая с озерами, долинами и покрытыми лесом горами.

На этой дороге находятся два довольно больших села — Улаган и Балыктуюль. На первый взгляд все достаточно цивилизованно. В Балыктуюле поворачиваем направо и едем, едем, едем. Качество дороги разное, примерно половина асфальта, половина — грейдеры. В районе Балыктуюля грейдер представляет из себя суровую гребенку, так что приходится терпеть. Местных это не смущает совершенно. Места эти — редкий случай, когда не нужно съезжать с дороги, чтобы насладиться красотой практически нетронутых природных ландшафтов. Имеется даже некий трафик, машины в основном с барнаульскими, новосибирскими и омскими номерами. Видели даже пару земляков ))

DSC01254
Алтай.

Перемежая путь короткими фотосессиями подъезжаем к Кату-Ярыку. Строго говоря, это не перевал, а спуск в долину. О нем написано уже очень много, но, если коротко, — это серпантинистый спуск длиной 3,5 километра с перепадом высот 600 метров. Смеркается, поэтому решаем со спуском не затягивать.

DSC01268
Кату-Ярык.

Аккуратненько съехали на первой передаче и вот мы в долине Чулышмана. Сразу же у спуска расположена первая турбаза, которая называется, конечно же, «Кату-Ярык», но нам нужно дальше, еще километров двадцать-двадцать пять. Здешние турбазы представляют из себя просто огороженную территорию площадью около гектара, на которой расположен домик администрации, туалеты и, иногда, несколько простейших домиков для туристов. И то хлеб. Несмотря на накопившуюся усталость решаем двигаться дальше.

Едем и думаем, как спланировать завтрашний день. С одной стороны, в поход на Учар, согласно рекомендациям уже побывавших там, следует отправляться с самого утра. С другой стороны, сегодня к слиянию Чульчи и Чулышмана явно не успеваем. Решаем, что утро вечера мудренее, но время уже девять вечера, пора разбивать лагерь. Это можно сделать фактически только на правой обочине — дорога идет прямо вдоль берега Чулышмана, метрах в 10-15 от реки и немного выше. Все подходящие для лагеря места уже заняты туристами, поэтому как только замечаем более-менее приличный пятачок, сразу же останавливаемся. От дороги и небольшого, но постоянного трафика нас немного прикрывает небольшой бугор, так что получается вроде даже и ничего. Штурман разбивает палатки, я помогаю с организацией ужина. Песчаный берег, речка, ущелье... Завтра нас ждет Учар, он же — Большой Чульчинский водоскат.

DSC01279
Вид со стоянки на Чулышман.

 

День 10, 6 августа: Учар. К месту, откуда начинается дорога на Учар, мы попали только к часу дня. Идем общаться с администрацией турбазы, чтобы понять, как быть дальше — посвятить остаток дня отдыху или все-таки попробовать добраться до Учара сегодня. Средних лет алтайка уверенно говорит, что для таких спортивных мужчин как мы путь туда займет три с половиной часа и что сегодня мы вполне успеем. Это обнадеживает. Специально интересуюсь, в чем лучше идти — в кроссовках или кожаных сапогах, которые ради этого тащу из Москвы. Говорит, что в сапогах лучше (так оно и оказалось, кстати). Ну что, же тогда собираемся.

Штурман любезно соглашается быть проводником и носильником, поэтому получает новенький тактический рюкзак, офицерский паек, литровую флягу с трубкой-поилкой, финский нож, фонарик и газовую горелку JetBoil. Я же беру самое главное — спецсумку с фотоаппаратурой. Не очень понятно, как я это все собирался тащить один. Захватываем несколько яблок, шоколадку, навигатор и отправляемся на переправу. Переправляет нас через Чулышман тоже алтайка, но помоложе и посимпатичней. Не знаю, кого возили за сто рублей, сейчас это стоит пятьсот с лодки, правда, в оба конца. Лодка на двоих, ходит туда-сюда как автобус, и вот мы уже на том берегу.

Сначала около полутора километров приходится идти по курумнику — среднего размера камням. Мы уверенно направились по прямой, но на обратном пути выяснилось, что здесь есть и тропинка. Впрочем, разницы особой нет, почва ровная. Впереди идет вышедшая ранее группа, человек пять. Топать нам километров восемь, поэтому идем неспеша и размеренно. Живописная тропинка постепенно начинает подниматься на левый склон ущелья. Часто оказываемся на самом краю обрыва, где-то далеко внизу видны кроны деревьев. Очень красиво — разнообразные камни, какие-то можжевельники с «акациями», внизу шумит Чульча, а справа и слева поднимаются зеленые склоны, кое-где прорезанные осыпями. Все в какой-то дымке, видимо из-за испарений. Штурман подмечает, что на северном склоне растут только березки и сосны, а на южном — практически южная растительность.

DSC01308
По дороге на Учар.

Довольно скоро нагоняем группу, которая шла перед нами. Они удобно расположились в тени кряжистой сосны и энтузиазмом уже не горят. Здороваемся, как положено в горах, но про себя отмечаем, что они как-то рановато... Топ-топ, сейчас мы медленно-медленно спустимся с горы... Иногда тропинка куда-то пропадает, но именно для таких ситуаций и нужен штурман. Перебираемся по уже проложенным слегам через ручеек и продолжаем путь. Хочется написать, что я перемахнул его в момент, лишь едва коснувшись опоры мощными ногами атлета, но нет, штурман увлеченно снимает мой откляченный зад. А что сделаешь, перед глазами крутится калькуляция — на сколько попаду, если упаду. Это только начало пути, где-то я читал, что один километр в горах — это шестнадцать км на равнине. Хорошо, пусть это как бы не совсем горы, но тем не менее.

Вверх-вниз, вверх-вниз, фотографии постепенно прибавляются. Нам везет с погодой, а кроме того уже нет жесткого полуденного солнца. Начинают попадаться те, кто ушел рано утром — красные и распаренные, кто-то так и не сумел добраться до цели. Почти все с нескрываемым удовольствием сообщают, что идти еще до-о-о-олго. Неизменно благодарю за такие радостные известия и желаю того же. Всего насчитали человек двадцать. Туда — никого, похоже, что на мы последняя группа на сегодня. Из спортивного интереса начинаю прикидывать, как быть, если вернуться сегодня уже не успеем. Решаю, что ничего страшного: погода хорошая, есть горелка, есть паек, есть штурман, до утра продержусь, если что.

Добрались до замечательного водопадика, он течет откуда-то сверху. С огромным удовольствием устраиваем привал. Умываемся, вымачиваем кепки. Какая вкусная вода, просто потрясающая! Штурман пить опасается, а вдруг наверху кто-нибудь сдох. От водопадика предусмотрительно протянута веревка, по ней нужно пройти 10-15 метров вдоль практически отвесной скалы. Под ногами есть какие-то уступчики, так что ничего экстремального, перебираемся и продолжаем путь.

DSC01312

Все-таки Интернет — зло. Было бы приключение, достойное настоящих мужчин, отважное преодоление невзгод и покорение дикой природы, а так уже заранее известно, что скоро вдалеке покажется Учар. Так и есть. Еще немного терпения, в одном месте пришлось лезть вверх чуть ли не по вертикальной осыпи, и вот мы на месте. Зрелище грандиозное даже сейчас, когда воды относительно немного, в июне все должно быть куда более впечатляюще.

Огромные камни размером с дом образуют циклопический склон, по которому с грохотом низвергаются потоки воды, в облаках брызг вспыхивают радуги. Взрослые деревья на этом фоне кажутся буквально травинками. Тихие заводи в обрамлении зеленых ветвей буквально в ста метрах от водопада еще больше подчеркивают масштаб. Алтайское солнце пробивается через завесу облачности и все заливает чудесный предзакатный свет. Какое наслаждение для фотографа, пусть даже и чайника!

DSC01331
Учар (Большой Чульчинский водоскат).

Утолив первоначальный фотоголод, решаем обратиться к утолению голода телесного. Надо отметить, что Родина стала куда больше заботиться о своих защитниках — в армейском пайке имеется несколько видов готовых блюд, которые нужно только разогреть, есть галеты, различные паштеты, каши, несколько напитков помимо чая и кофе и даже пачка жевательной резинки. В общем, удобно расположившись, приступаем к трапезе, Чульча и JetBoil снабжают нас кипятком. Мимо, непроизвольно притормаживая на запах, проскакивает группка из нескольких молодых людей. Поделившись чем могли с чувством выполненного долга возвращаемся к обеду. Эх, хорошо!

После несложных вычислений приходим к выводу, что пора собираться, если хотим добраться до лагеря до темноты. Сюда мы шли три часа, нам пора. Со смешанными чувствами радости и сожаления отправляемся. Обратный путь кажется короче, но все равно времени уходит столько же. Темнеть начинает ровно тогда, когда мы оказываемся на тропе, ведущей через курумник. Добравшись до реки видим, что на том берегу жизнь бьет ключом — горят огни, слышна музыка и звуки застолья. Это очень мило, конечно, но уже ощущается усталость и хочется баиньки. Начинаем соображать, как дать о себе знать. В конце концов на наши прыжки, призывные вопли и размахивание фонариком приходит моторка, причем другая. Оказывается, штурман вывел нас почти на километр ниже по течению, а баз здесь несколько и все расположены рядом. Извиняюсь за беспокойство и спрашиваю, во сколько обойдется компенсация оного. Нисколько, все очень доброжелательно и по-человечески. Попросили только отметиться на своей базе, оказывается, на всех соседних базах уже знают, что одна группа еще не вышла. Минут через десять монолога, целиком посвященного красочному описанию штурманских способностей штурмана, добираемся до своей базы. Мы почти что дома! Палатки, скромный ужин и спать. Ура, «мы сделали это»!

Далее: Акташ - Кош-Агач - Джумалинские источники - Укок


Беспредел на троих
Беспредел на троих - статья из журнала 4х4

  Люди и звери
Люди и звери - статья из журнала 4х4




Мясорубка
Мясорубка - статья из журнала 4х4

  Хантер
УАЗ Hunter - Технические характеристики




Каталог внедорожников УАЗ
Каталог внедорожников УАЗ: Модельный ряд 2005г

  Календарь
Календарь, посвящённый УАЗ Patriot

Поддержка и продвижение сайта — Андрей Борисов

Сделано в Студии Станислава Гоноровского, ©2007г ©2000-2010 - ООО "Юрмаркет"