Экстремальный тюнинг УАЗ

Акташ - Кош-Агач - Джумалинские источники - Укок

День 11, 7 августа: возвращение в Акташ. Сегодня ничего особо интересного не происходило. Сначала заехали на одну из соседних баз посмотреть с дороги на «каменные грибы». Особого желания идти наверх не возникло, кроме того, для фотографии нужно быть наверху часов в семь утра. Затем отправились в Коо, где стоит небольшая, но очень душевная церквушка. Батюшки на месте не оказалось, он бывает здесь наездами из Акташа. На южный берег Телецкого тоже решили не ехать, далеко, гребенка и смотреть там особо не на что. Поэтому ложимся на обратный курс.

Перед Кату-Ярыком подключаем хабы и понижайку и неспеша ползем на подъем. Температура потихоньку растет, но потом стабилизируется. Наверху устраиваем фотосессию. Народу довольно много, и все заняты тем же самым. Обедаем в Улагане. Доехав до Акташа заселяемся в гостиницу на въезде в село, которая оказывается вполне приличной. Вечер посвящаем отдыху и разработке наполеоновских планов на завтра.


Дорога в долину Чулышмана.

День 11, 8 августа: Акташ - Кош-Агач - Джумалинские источники. Сегодня нужно оформить пропуска в погранзону и, в идеале, добраться до Джумалинских источников. Поэтому с утра отправляемся в расположенный в Акташе погранотряд, это буквально километр от гостиницы. Приехали туда часов в десять, перед нами один-два человека. Пропуска можно заказывать заранее, а можно оформить на месте. Самое главное — указать, какие именно места вы планируете посетить. На стене висит карта, поэтому штурман занят составлением списка — перевал Теплый ключ, озеро Кальджинколь, Джазатор, пос. Аргут, река Кокса, перевал Бугузун, село Кокоря, село Ташанта. Все вполне цивилизованно, за документами велели приходить к часу, если мне не изменяет память. Отправились покушать у гостиницы, а остаток времени провели в удобных креслах в холле, несмотря на то, что уже сдали номера. В час нам сообщают интересные новости: наши документы готовы, но нет начальника, который их должен подписать. Когда будет — неизвестно. Хотите — ждите, хотите — езжайте в Кош-Агач, пропуска можно выписать и там. Мда. Взвесив все «за» и «против» отправляемся в Кош-Агач, это чуть больше ста километров от Акташа.

Вскоре после выезда из Акташа природа меняется. Появляются заснеженные вершины Северо-Чуйского хребта. Постепенно исчезает зелень и начинается самая настоящая полупустыня. Это Курайская степь, весьма суровое место с перепадом температур между зимой и летом под сотню градусов. Проезжаем поселок Курай, откуда начинается путь к ледникам Актру. Еще раз все обдумав, решили на Актру не идти, поскольку там совершенно точно будет не протолкнуться, а уйдет на это пара дней. Актру меняем на Ты(у)ву.

Интересно, что на сотне километров от Акташа до Кош-Агача мы пересекаем целых две степи: Курайскую и Чуйскую. После поселка Чаган-Узун появляются небольшие холмы плавных очертаний. Это Чуйская степь, еще более суровая, чем Курайская, одновременно полюс холода Алтая, самое сухое место в России и самая высокогорная степь в мире. Толщина слоя вечной мерзлоты достигает здесь 90 метров. В общем, едем дальше, делать здесь нечего, хотя любители древностей наверняка найдут много интересного — курганы, каменные изваяния и наскальные рисунки.

Тем временем подъезжаем к Кош-Агачу. Азия-с, самая настоящая Азия. С одной стороны, повсюду идет строительство, несколько новехоньких АЗС, огромная новая больница (сначала мы приняли ее за погранотряд), с другой — какие-то серые сараи, кривые грунтовки, проходящие через весь поселок самым замысловатым образом и предложение купить барана. Находим погранотряд, сдаем документы на оформление и с облегчением переводим дух — обещали все оформить сегодня. Отлично, идем обедать в маленькое кафе.

На выдаче документов впервые встречаемся с ребятами из Новосибирска на двух пожилых «паджеро», они составят нам компанию на пару дней, но мы об этом еще не знаем. Забираем пропуска и отправляемся на выезд. Наша цель — добраться до Джумалинских источников, откуда начинается подъем на перевал Теплый ключ и плато Укок. Отличный грейдер идет на юг, обгоняем новосибирцев, но потом они догоняют нас на заставе. Проверка документов и перед нами поднимается шлагбаум. Впереди новая дорога и новые приключения.

Все-таки Алтай — это не просто удивительно красивые места, но и их не менее удивительная перемена. Утром мы были среди покрытых лесом сглаженных временем гор, днем проехали сухую, выжженную степь, а во второй половине дня очутились... на Кольском. Именно с Кольским и Средним полуостровами у меня более всего ассоциируется та картина, что мы увидели — пологие холмы, валуны, мхи и лишайники и мягкие переходы цветов. Вот только верблюдов на Кольском нет, а здесь есть.

DSC01422

Дорога вьется среди холмов, а штурман приходит к выводу, что ему необходимо искупаться. Никаких проблем, вскоре видим озеро Тархатинское и юрту на берегу. Подъезжаем и идем знакомиться. Эта встреча произвела на меня огромное впечатление. Хозяин, алтаец средних лет, не просто общался на прекрасном русском литературном языке, что большая редкость в тех краях, он буквально покорил меня взвешенностью суждений и цельностью характера. И вроде бы никаких проблем космического масштаба не обсуждалось, но мы не просто нашли общий язык, а обнаружили, не побоюсь этого слова, некоторую общность душ. Такие встречи, ведущие к взаимному духовному обогащению, очень редки и потому особенно ценны. И пусть мы провели там менее часа, эта встреча оставила действительно незабываемые впечатления. Если я когда-нибудь снова окажусь в тех краях, первым делом отправлюсь туда.

Километров через 15 видим стоящую почему-то рядом с дорогой одинокую машину наших знакомых-новосибирцев и хозяина с гаечным ключом. Все ясно, останавливаемся и идем выяснять, что случилось. Ничего страшного, отвалилась защита двигателя, скоро должен подъехать их товарищ. Поскольку связи у ребят нет, достаю инструменты и настойчиво предлагаю штурману помочь с выковыриванием защиты. Пока суть да дело, подъезжает их коллега. Знакомимся еще раз и решаем дальше держать путь вместе. Снимаем защиту и продолжаем движение в сторону Джумалинских источников. Ехать нам еще километров сорок. Эти источники известны прежде всего тем, что в их воде содержится газ радон. Как ясно из названия, он обладает слабой радиоактивностью, поэтому принимать ванну в источнике больше 10 минут не рекомендуется. Связано ли такое ограничение только с радоном или же действуют и другие факторы, я не знаю. Температура воды порядка 18 градусов, она одинакова и зимой, и летом. Над самими источниками построены два кривоватых домика, желающие могут искупаться. Я как-то не впечатлился, а штурман нашел воду какой-то мыльной и пошел перекупываться в ледяной реке.

Доехали, народу полно. Находим место для палатки, разбиваем лагерь на небольшом склоне и готовимся к отдыху. Неожиданно приезжает милиция полиция, на уазике-буханке с мигалкой. Подходит аккуратно одетая женщина, предъявляет удостоверение и объясняет, что попытки брать с нас денег за стоянку, за подъем на перевал и на ремонт провала совершенно незаконны, что у нас есть пропуска и право бесплатно пребывать на данной территории. Выслушали, поблагодарили и вернулись к прерванному ужину. За ужином обсудили все — япономарки, белоленточников, лесные пожары и «как бы я управлял государством». С чувством выполненного долга расходимся по палаткам, с утра уходим на перевал Теплый ключ и лежащий за ним Укок.

DSC01436
Вид на лагерь у Джумалинских источников.

День 12, 9 августа: Джумалинские источники - Укок. Утром выдвигаемся на перевал Теплый Ключ. Он начинается сразу же у Джумалинских источников и представляет из себя каменистую дорогу длиной семь километров, иногда довольно крутую. Ничего особо сложного нет, но при прохождении некоторых заковыристых каменных нагромождений порой требуется помощь штурмана. Потихоньку ползем вверх на первой или второй пониженной. Местные летают тут как на ралли-рейде, нимало не смущаясь. Теоретически есть еще одна дорога, но нам сказали, что туда лучше не соваться — дорога узкая, пограничники велят ехать обратно, а развернуться там невозможно. В верхней точке перевала останавливаемся, чтобы дать остыть двигателям «японцев» и заодно проводим фотосессию, чему очень способствует хорошая погода.

DSC01449
Дорога на перевал Теплый ключ.

За этим перевалом следуют еще два, но уже пониже. Вдали виден пост пограничников. Это не застава, здесь они служат «вахтовым методом» и никто к нам ни малейшего интереса не проявляет. Постепенно дорога спускается вниз, начинаются лужи и броды через мелкие речушки. Едем хорошо, но как только решили сделать небольшой привал на чаепитие и перекус, небо тут же заволокло, задул пронизывающий ветер и полил сильный косой дождь. Делать нечего, едем дальше. Вскоре погода налаживается. Этот Укок, так здесь всегда.

Нет единого мнения, где именно начинается ставшее легендарным плато Укок. Мы пришли к выводу, что первый информационный щит, извещающий путешественников о том, что они находятся на плато Укок, есть достаточно верное свидетельство тому, что мы до него добрались. Что же такое Укок, о котором написали столько отчетов? Это сравнительно небольшое плоскогорье, находящееся на самом юге Алтая на стыке границ четырех государств — России, Казахстана, Монголии и Китая. Плато расположено на высоте около 2500 метров, а окружающие плато горы возвышаются еще на 500-600 метров. Максимальная отметка — 4374 метра, это горный узел Табын-Богдо-Ула (Пять Священных Вершин). Край довольно суровый — те же самые перепады температур больше восьмидесяти градусов между зимой и летом, вечная мерзлота. Плавные линии высоких холмов, покрытых жесткой и низкой травой, скругленные ветрами и перепадами температур камни и ветер. Всегда ветер. Тысячи лет назад он точно так же проносился над этими холмами. Пройдут еще тысячи лет, изменится все, а ветер останется. И останется безграничное и бесконечное небо Укока.

DSC01500
Укок.

Укок считается «зоной покоя», но это место «чужой силы», и покоя я здесь не ощутил. Под этим вечным небом и вечным ветром ощущаешь себя былинкой, которая завтра ляжет в скудную почву и исчезнет без следа. Через это плоскогорье прошло множество племен и народов, но от них не осталось ничего, ни памяти, ни могил. Эти суровые и вечные просторы, в которых человек просто исчезает (особенно если подняться повыше), могут способствовать философским размышлениям о «тщете всего сущего», но никак не возникновению мирного чувства покоя. Напротив, возникало ощущение, что из тебя понемногу высасывают силу и жизненную энергию. Конечно же, это не значит, что сюда не стоит ехать, но место это, безусловно, очень сильное и своеобразное. Место силы, а не место покоя.

Ну а мы, попрыгав вокруг щита и придя к выводу, что самим фактом своего здесь пребывания нарушаем примерно половину перечисленных на нем запретов, продолжаем движение вдоль речушки Калгуты. Дорога перескакивает с одного берега на другой, но воды в бродах едва ли по ступицу. Постепенно дорога превратилась в длиннейшую лужу неизвестной глубины, а все объезды пошли правее по довольно-таки мокрому торфянику. Идущий первым «паджеро» героически застревает в расквашенных колеях. А вот нечего соваться куда ни попадя без разведки ножками. Подъезжаем на верное место и аккуратно вынимаем сидельца лебедкой. После этого последовала дискуссия: ехать ли дальше или пора искать место для лагеря. Новосибирцы разделились во мнениях, моему штурману хотелось приключений, я же считал, что ничего нового мы дальше не увидим, а вот ковыряться в грязи придется долго и вместо ужина. В результате здравый смысл возобладал, и мы отправились обратно искать место под лагерь, которое нашли километрах в восьми, в излучине этой же речушки.

Место оказалось очень живописным: перед нами шумит речка, сзади поднимается холм, а вдали насколько хватает глаз протянулась невысокая горная гряда. Горные вершины, расположенные правее от нас, покрыты вечными снегами. Ни души, конечно же, даже вездесущих сусликов не видно (а они есть!), только ветер. Ставим палатки и начинаем готовить праздничный ужин. На душе очень хорошо — отличное место, самая южная точка нашего путешествия, отличная компания, отличная погода и никто никуда не спешит. Мягкий предзакатный свет буквально вытаскивает всех владельцев фотоаппаратов на съемки. Конечно же, самые впечатляющие кадры получаются с высоты, а когда горы перед нами вдруг окрашиваются закатной охрой и суриком... В общем, еще раз поздравляем себя с правильным решением. Постепенно смеркается, народ увлечен кушаньями и приятной беседой обо всем на свете. Одна за другой появляются звезды, над нами распахивается Млечный путь, а где-то далеко на западе видны зарницы. В общем, все как всегда, но каждый раз — как в первый ))

DSC01506
Вечерний лагерь.


На обратном пути.

Далее: Укок - Кош-Агач - юрта около Мугур-Аксы


Беспредел на троих
Беспредел на троих - статья из журнала 4х4

  Люди и звери
Люди и звери - статья из журнала 4х4




Мясорубка
Мясорубка - статья из журнала 4х4

  Хантер
УАЗ Hunter - Технические характеристики




Каталог внедорожников УАЗ
Каталог внедорожников УАЗ: Модельный ряд 2005г

  Календарь
Календарь, посвящённый УАЗ Patriot

Поддержка и продвижение сайта — Андрей Борисов

Сделано в Студии Станислава Гоноровского, ©2007г ©2000-2010 - ООО "Юрмаркет"